ФЕДЕРАЦИЯ БАДМИНТОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЧЛЕН НФБР

Некоторые вопросы развития в бадминтоне

Методическое пособие.

Как идёт становление настоящего мастера игры? Увы, это трудно поддаётся учёту.. Количество проведенных тренировок и стартов в разного уровня соревнованиях переходит в качество игры постепенно. Но свой "звёздный час" у каждого есть.
Перед встречей следует сделать довольно энергичную разминку. Это лёгкий бег, затеи бег с рывками в разные стороны, различные гимнастические упражнения. Такая разминка займёт у вас 15 минут. Затем следует поупражняться с воланом. Провести средней силы плоские удары. После этого - удары с задней линии и смеш средней силы. В общем, необходимо провести основные удары, постепенно разогревая мышцы тела. Увлекаться сильными ударами на разминке не следует. Рекомендуется, если есть возможность, завершить разминку игрой на счёт, скажем,до 7 очков.

Точность и сила удара прежде всего гарантируются техникой высокого класса. Один из признаков совершенной техники - постепенное нарастание ускорения ракетки при ударах, особенно с задней линии. Для этого замах должен быть непрерывным. Одни спортсмены замахиваются экономно, другие - широко. Но во всех случаях это нужно делать, не прерывая движения ракетки. Точность достигается минимальным отклонением от избранного направления полёта волана и устойчивым управлением ракетки. Немаловажно и то, какой ракеткой вы играете. Навык точной игры нужно развивать: большое подспорье в этом - игра на счёт при ударах в заданные зоны, например, игра по коридорам. Очко защитывается только при падении в эту зону. Задача непростая, требует большого внимания и усилий. Её решение помогает в развитии точности.

Хватка при ударах открытой и закрытой сторонами ракетки неодинакова. Положение большого пальца изменяется в зависимости от того, какой стороной ракетки осуществляется удар.

Ракетку нужно держать так, чтобы можно было легко и свободно играть кистью, отбивая волан любой стороной из любого угла площадки. Не случайно бадминтон называют "кистевой" игрой.

Как сильно нужно напрягать кисть при выполнении ударов? До и после удара по волану кисть с ракеткой должна быть расслаблена. Можно даже сказать - максимально расслаблена, но настолько, чтобы ракетка не выпадала из руки. В момент контакта с воланом
степень сжатия ракетки увеличивается. Чем сильнее удар, тем жёстче хватка.

Сильный удар - и волан летит с высокой скоростью. Чтобы выполнить такой удар, нужно предварительно расслабить кисть, иначе не получится щелчка по волану, так называемого хлёста ракеткой. Если всё время излишне крепко держать в руке ракетку, направить волан с высокой скоростью невозможно.

Степень сжатия кисти неодинакова при различных ударах. Жёсткая хватка, а значит, чувствительное напряжение кисти необходимы при выполнении сильных ударов и для их отражения. Высокая степень сжатия ракетки пальцами не должна быть помехой для быстрого движения кисти, например, при плоских сильных ударах, в которых сила удара пропорциональна быстроте поворота кисти. А вот при смеше открытой стороной ракетки напряжение кисти во многом сохраняется на протяжении всего удара. Дело в том, что сила удара в этом случае определяется в большей мере движением предплечья. Поэтому жёсткая связка предплечья с кистью, а значит степень напряжения кисти, довольно высокая - существенная деталь такого удара.

В арсенале бадминтонистов много так называемых тонких ударов. Скорость волана при выполнении таких технических приёмов не столь высокая, как, скажем при смеше, зато точность должна быть безупречной. Чуть-чуть прибавил в силе удара - и уже эффект не тот. Например, удары на сетку из разных зон площадки или удары у самой сетки - тут напряжение кисти минимальное.

Навык изменять по ходу игры напряжение кисти необходим ещё и потому, что, не научившись этому, вряд ли сможешь изменить хватку при попеременной игре справа-слева-справа и т.д.Кисть расслаблена - вы ожидаете волан, кисть напряжена - вы выполняете удар. Такова общая схема напряжения кисти во время игры.

Первый признак излишне крепкого напряжения кисти, жёсткой хватки - появление болей в запястье. Ослабьте хватку.
Овладеть высокой техникой ударов в быстром темпе, выдерживать значительные физические нагрузки в игре, маскировать свои намерения буквально до последней секунды, атаковать мощными, можно сказать, пушечными ударами - вот задачи, которые должен постоянно решать бадминтонист. Успех в игре сопутствует тому, кто мгновенно выходит на ударную позицию. Прыжки вверх, в сторону, стремление перекрыть всю площадку, не дать волану опуститься даже на один сантиметр, применение ударов сверху из-за головы в
левом дальнем углу - арсенал развитого игрока.

В одиночных играх два основных стиля игры: атакующий и комбинационный. Какому из них отдать предпочтение? Это зависит прежде всего от физических и технических возможностей.

Сильнейшие игроки много и мощно играют вниз. В ответственных встречах они редко отдают инициативу, стараясь перехитрить соперника, заставляя отбивать волан из неудобного положения, меняя темп игры, применяя удары разной силы и стремясь занять позицию ближе к сетке.

Какое из физических качеств определяет спортивные способности бадминтониста? Умение расслабиться после выполнения удара. Без этого невозможно овладеть высокой техникой игры. Умеющих расслабиться легче научить кистевым ударам, они свободнее двигаются по площадке. Бадминтонисты такого типа более выносливы: они тратят на выполнение удара или перемещение меньше усилий.
В чём суть атакующих действий в одиночных играх? Атаковать можно не только смешем. Успех приносят и высоко-далёкие удары и быстрые укороченные.Но эти удары необходимо тщательно маскировать. Основной же удар атаки - смеш - нужно проводить своевременно. Для этого надо быть всё время нацеленным на удар и быть абсолютно уверенным в его выполнении. Если соперник находится в одном из углов площадки - то ставка прежде всего на быстроту смеша. Если соперник в центре, то ориентироваться надо на силу. И всё же основное направление атаки - вдоль боковых линий.

При атакующих действиях важно не дать сопернику обвести вас ударом на заднюю линию. Играя с сильным противником, приходится часто бить в туловище. Именно для того, чтобы не пропустить такой ответный удар.

У бадминтонисток побеждает та, которая играет быстрее. Быстрее успевает к любому мячу, быстрее выполняет удар. Сила ударов не такая,как у мужчин, поэтому приходится рассчитывать прежде всего на опережение.

Эффективность атакующих действий во многом зависит от положения игрока на площадке. В принципе, чем ближе к сетке, тем лучше. После удара с задней линии нужно занимать позицию около трёх метров от сетки, при отходе от сетки - и того меньше. Чтобы играть почти вплотную к передней линии, нужно уметь великолепно владеть кистью. Тогда не страшна любая обводка. Большинство игроков в силу недостаточной техники вынуждены отходить назад, боясь пропустить волан. Так что вопрос повышения технического уровня неразрывно связан с позицией на площадке.

В чём основа атакующих тактических действий пары? В правильном выборе позиций игроков на площадке. В защите это сделать проще - стойте рядом. Чем выше техническое мастерство, тем ближе к сетке. В атаке построение игроков не такое простое. При смеше по линии - а это главное направление атаки в парных играх - партнёр должен выйти к сетке по направлению удара. Ему нужно отбить и прямой и диагональный ответные удары. Приближаться вплотную к сетке следует только в том случае, если противник играет явно снизу. В остальных случаях действуйте у передней линии, иначе не успеете среагировать на быстрый ответный удар. Подставка в паре не должна быть основой игры у сетки. Здесь, конечно, предпочтение  добиванию волана. Собственно, та же атака, что и при приёме короткой подачи. Для игрока, стоящего сзади, должно быть стремление сыграть хитро, нестандартно, подготовить "плацдарм" для успешного атакующего удара партнёра.

Чёткое взаимодействие и класс - главные компоненты в выступлении дуэтов. Дуэт хотя и маленький, но коллектив. В парной игре, как и одиночной, важно разгадать психологическое состояние соперников, особенно когда ведёшь в счёте. Казалось бы, отрыв большой, например, 9:5, но не доглядишь - и счёт уже сравнялся. Всё дело в том, что зачастую, имея преимущество, не поймаешь вовремя рывка противника. Наступает какое-то внутреннее самоуспокоение - счёт в твою пользу! И волей-неволей начинаешь играть на ошибку соперников, которые в этот критический для себя момент мобилизуют все свои силы, действуют с полной самоотдачей, сводят к минимуму ошибки, и, как результат, догоняют своих противников. Важно, чтобы в таких случаях кто-то из партнёров взял на себя инициативу в игре. Чтобы победить соперника, надо прежде всего превозмочь себя. Не следует забывать, что кроме тактической борьбы идёт ещё поединок характеров.

Как распределяются обязанности у партнёров в смешанной игре? На переднем рубеже находится бадминтонистка. В её задачи входит контролировать сетку и атаковать ударами вниз, не пропускать ни одного слабого удара соперников, перехватывать волан. Партнёрша должна отражать все воланы только впереди себя поднятой вверх ракеткой. Ни при каких обстоятельствах не опускать ракетку вниз. Двигаться без волана, выбирая удобную позицию для атаки. У сетки действовать разнообразно, чередовать удары вполполя по линии с ударами по диагонали. В случае необходимости уметь подстраховать партнёра. Не пытаться отражать воланы позади себя - эту задачу решает партнёр. А теперь - об обязанностях партнёра. Он должен находиться в средней части площадки позади партнёрши. Держать ракетку всё время приподнятой. Оборонять среднюю и заднюю части площадки. Подстраховывать бадминтонистку. Защищаться приходится прежде всего от плоских ударов и смеша. В первом случае перехватить плоский пытается бадминтонистка - партнёр должен подстраховывать, во втором, как правило, огонь принимает на себя, точно выходя на защитную линию и переводя смеш либо на сетку, либо на дальнюю линию, либо вполполя по линии, в зависимости от позиций противника. Чем выше индивидуальное мастерство партнёрши, тем больше помощи она может оказать своему партнёру. Все сильнейшие миксты действуют по основному принципу смешанной игры: бадминтонист сзади, его партнёрша впереди. Игра же микстёрши позади, а её партнёра впереди может быть лишь эпизодом, а не системой.
Микстёрши должны придерживаться двух незыблемых правил: первое - не опускать ракетку ниже уровня сетки, второе - ниже уровня сетки ракетку не опускать. Хотя, наверное, мы повторяемся» Однако данное правило в игре на сетке нужно повторять и повторять. Второе правило - перехватывать удары соперников только впереди себя.

Как располагаются миксты при подаче и приёме подач? Обычно первую подачу из правого поля направляет бадминтонистка. Её основная подача - короткая, направленная либо по центру, либо в парный коридор. При подаче она находится у передней линии. А вот её партнёр подаёт из более удалённой от сетки позиции, чтобы затем перекрыть заднюю линию. При приёме подачи микстёрше  расстановка не отличается от расстановки в парных играх. Но когда подачу принимает партнёр, позиции по сравнению с парными играми видоизменяются. Бадминтонистка находится справа или слева от партнёра на передней линии, партнёр - чуть дальше. При приёме подачи микстёр  должен быть особенно бдительным.

Наилучший вариант приёма короткой подачи - атака стрелой, высокой -  смеш. На приёме, стоя у самой передней линии, нужно стараться атаковать сразу, с любой подачи. И действовать так на протяжении всего матча независимо от счёта. Атаковать с короткой подачи игрой "вполполя". Удар "вполполя" - один из основных ударов в парных и смешанных играх. Чем неожиданнее и быстрее будет проведена атака, тем больше шансов на выигрыш. При таких действиях дуэт соперников как бы оттянут к боковой линии - один игрок пытается перехватить этот волан, а другой пытается подстраховать его. Оставшаяся часть площадки оказывается более открытой, куда и следует направлять очередной удар. В парах возрастает роль диагональных ударов. Решающее же значение здесь имеет быстрота их проведения, делают это мгновенно.

В смешанных, как и парных играх, не следует отбивать волан вверх. Посылать волан вверх - отдавать инициативу. Поэтому помимо ударов вполполя применяются удары на сетку. Но в отличие от одиночных игр такие удары нужно проводить с особой быстротой и внезапностью. Явная скидка может стать лёгкой "добычей" игрока, вышедшего на добивание. В миксте нет особого смысла бить смеш прямо в игрока, как это зачастую делается в парных. Защищается-то в основном один из игроков, значит зона обстрела больше. Направление смеша зависит от игровой ситуации. Если соперник поднял волан от боковой линии, то играют смеш по противоположной линии или впротивоход.
В обязанность микстёрши, как уже говорилось, входит перехват волана. Это качество надо постоянно развивать на тренировках.

Упражнения на перехват длятся не менее получаса, чтобы приобрести устойчивые навыки и развить реакцию.

Специальной шлифовки требует подача и её приём. Нужно научиться играть плоскими ударами таким образом, чтобы посылать волан как можно ниже над уровнем сетки. Кисть во время удара как бы приподнята по отношению к предплечью, что обеспечивает точность и жёсткость удара.

Согласитесь, чем раньше вы разгадаете намерения противника, тем легче рассчитать свои ответные действия. Угадать, куда полетит волан, может тот игрок, который способен быстро анализировать игровую ситуацию. Каковы составные части этого анализа? Ваша позиция на площадке. Позиция противника, выполняющего удар. Быстро определить, каким ударом соперник может сыграть и каким не сможет сыграть. Не забыть об его излюбленных ударах. Привычное для этого соперника возвращение в исходную позицию из этого места на площадке.

Охватите одним разом все пять составных частей - и вы непременно предугадаете удар соперника.

Играя у сетки, не обойтись без обманных ударов. Такие удары особенно необходимы в "ближнем бою" бадминтониста, И чтобы они достигали цели, нужно искусно овладеть отвлекающими движениями. Такой игрок сродни фокуснику, ибо поистине артистическими действиями полностью дезориентирует соперника, вводит в заблуждение. Например, выходя на сетку, делается имитация подставки, но волан пропускают и у пола проводят либо диагональный перевод по сетке или откидка на заднюю линию через игрока.
Если вы играете против более опытного игрока, старайтесь, чтобы он преодолевал как можно большую дистанцию на площадке для отражения каждого вашего удара. Если опытный игрок послал волан на сетку, вы, в свою очередь, сыграйте ему в тыл. Если он направил волан к вашей задней линии, сыграйте на сетку. Старайтесь взять инициативу, найти "свою игру",измотать противника, настроенного на лёгкий выигрыш.

Темп, быстрота движения, когда приходится "уходить" от задней линии или же от сетки, бывают различными. Но всегда надо стремиться занять позицию в центре. Это - основной закон бадминтона. Пошёл - вернись, таково основное правило. Добивайте волан у сетки впереди себя, а никак не сбоку. Выходя вперёд, держите ракетку на линии полёта волана - это поможет вам встретить волан на максимальной высоте, а значит и атаковать вы сможете под более острым углом, по короткой траектории, трудной для приёма. Добивайте волан коротким, резким ударом, как забивают гвозди? Играя в паре, направляйте волан по центру, этим вы определённо затрудняете игру соперников.

Каковы тенденции в тактике игры? Это можно уяснить, наблюдая игру лучших игроков мира на новых стартах. Однозначно можно сказать, что бадминтон становится азартнее, зрелищнее и популярнее и привлекает в свои ряды всё больше спортсменов и любителей, приносит много удовольствия всем, кто участвует в этом движении. Точность ударов, техника, доведенная до высокого совершенства, тактика и стратегия игры, физическая выносливость и многое другое - вот общие задачи которые решают бадминтонисты на каждой тренировке, при каждом подходе к волану. Постоянное совершенствование, упорство, настойчивость, физическую гармонию - вот те качества, которые развивает игра в бадминтон. Успехов вам, друзья!

Составил ЮРИЙ САЗОНОВ г.ТВЕРЬ.

В данном методическом пособии были использованы советы и рекомендации выдающихся и известных мастеров бадминтона. В краткой и доступной форме обобщены основные положения, высказывания корифеев мирового уровня: Ив Хансен /Дания/ Ханс Ленкерт /Швеция/ Ферри Соневили /Индонезия/ Пракаш Падаконе /Индия/ Сайд Моди /Индия/ Эдди Чунг /Малайзия/ Рэй Стивене /Англия/ Эло Хансен /Дания/ Маргрэт Локвуд /Англия/ Эрланд Копе /Дания/ Вагн Эсперсен /Дания/ Панч Гуналан /Малайзия/ Аде Чадха /Индия/ Стюре Юнссон /Швеция/ Дерэк Тэлбот /Англия/ Вольфганг Бохов /Германия/ Тан Айк Хуанг /Малайзия/ Тоомас Кильстрем /Швеция/ Лене Кеппен /Дания/ Мартин Андерсен /Дания/ Фрост Хансен /Дания/ Т.Надэсалингам /Малайзия/ Руди хартоно /Индонезия/ а также Россия: Владимир Лившиц, Алексей Галицкий Вадим Новодворский Анатолий Сербулов Михаил Зильберман В.Фролов Пётр Заикин Юрий Смирнов Олег Окунев